Долго заряжаем: почему популярность электромобилей в России растет так медленно

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. /ТАСС/.  На маленьком острове Валаам в Карелии установили 9 зарядных станций для электромобилей. Это больше, чем в Санкт-Петербурге и Калининграде вместе взятых. Автоваз начал мелкосерийный выпуск EL LADA, а в Сочи продали два десятка электрокаров местной сборки.

 4297741

Спрос на электромобили в России растет, однако высокая цена и отсутствие инфраструктуры часто отпугивает покупателя. Производители и продавцы этой техники убеждены, что перспективы развития в стране у экологически чистого современного транспорта хорошие, но для массового внедрения необходима реальная государственная поддержка.

Интерес к электрокарам

Люди перестали бояться покупать электромобили, однако такие приобретения не бюджетны как с точки зрения покупки самой машины, так и последующего обслуживания, объяснили ТАСС в компании "Экомоторс", которая занимается продажами электромобилей в крупных городах России. "Человек с зарплатой 50 тысяч позволить ее не сможет. Нужно иметь свою парковку, гараж, где можно зарядить автомобиль. Пока в России проблема с зарядками", - сказали в компании.

Средняя стоимость электрокара - 4 млн рублей с дальностью пробега 150-200 км, машины фирмы Tesla стоят от 7 млн рублей и могут ехать без подзарядки до 500-600 км, уточнили в компании. По данным дилера, за первую половину 2016 года россияне потратили 30 млн рублей на покупку электромобилей (к примеру, это цена 4-5 Tesla), за весь прошлый год электрокаров купили на эту же сумму.

На начало 2016 года в России насчитывалось 647 электромобилей. По данным аналитического агентства "Автостат", большинство из них - 235 - в Москве. На втором месте соседствующий с технологичной Японией Приморский край - 55 машин, далее идут Самарская и Московская области - 49 и 45 автомобилей соответственно, в Краснодарском крае 41 машина, 37 - в Санкт-Петербурге.

По пальцам одной руки можно пересчитать электромобили на Урале, рассказал ТАСС заместитель главного инженера по инновациям МРСК Урала Георгий Бураков. "Электромобили покупают, но не как основной транспорт, а скорее как игрушку, если деньги позволяют. Если покупают электромобили типа TESLA, то на них на самом деле ездят. В основном, приобретают гибридные автомобили, которые не требуют сети зарядных станций", - пояснил он.

При этом энергетик считает, что ситуация с развитием как электрокаров, так и сети заправок напоминает замкнутый круг. "С одной стороны, зачем ставить заправки, если нет автомобилей? А с другой стороны, автомобили не покупают, потому что нет заправок", - пояснил он.

Нужна инфраструктура

Тем не менее, новые зарядные станции необходимы. Сейчас, по данным "Экомоторс", их несколько десятков, большинство в Москве. АО "Санкт-Петербургские электрические сети" (входит в группу компаний ПАО "Ленэнерго") в конце сентября откроет семь новых ЭЗС, на которых установят 16 отечественных устройств быстрого и медленного типа зарядки. Кроме этого, планируется открыть шесть станций в торговых центрах. Сейчас в северной столице две заправки - в аэропорту Пулково и в торговом центре "Галерея" в центре города.

На территории Валаама компания "Россети" установила 9 зарядных станций (8 станций переменного тока и 1 станция экспресс-зарядки), рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора ПАО "Россети" Роман Бердников.

В Калининграде энергетики готовы развернуть сеть зарядных станций для электромобилей, однако пока спрос на услугу небольшой. Сейчас в городе 1 электромобиль, он находится в собственности компании "Янтарьэнерго". "В компании предполагают возможность установки первой зарядной станции для электрокаров в 2017 году. Объем капвложений на данное мероприятие в текущих ценах составляет около 350 тысяч рублей. Место установки зарядной станции будет определено по итогам анкетирования", - добавили в компании. Согласно данным исследования, которое провела "Янтарьэнерго", интерес к приобретению электромобиля проявляют, в основном, мужчины в возрасте около 30 лет.

На Урале решили смотреть в будущее с оптимизмом и упреждающе разработали программу развития зарядной инфраструктуры по примеру Москвы – с бесплатными ЭЗС. "Сейчас ведем переговоры с владельцами ТЦ, аэропортов и других мест, где есть автомобильный трафик, парковки на несколько часов. Зарядки для электромобилей установим до конца 2017 года в аэропортах Кольцово (Екатеринбург), Большое Савино (Пермь) и в международном аэропорту Челябинска", - добавил Георгий Бураков.

Государственная поддержка

Многие участники рынка признают, что без господдержки перспективы развития электромобилей неопределенны.

При этом власти уже делают реальные шаги. На прошлой неделе "Коммерсант" сообщил о проекте правительственной программы развития электроавтотранспорта в РФ до 2025 года, которая предусматривает льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций. Также стало известно, что совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить ввозные таможенные пошлины на электроавто (за исключением гибридных и "плагин-гибридных") до сентября будущего года.

Между тем, в Санкт-Петербурге с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года владельцы электромобилей будут освобождены от транспортного налога и уже получили право на бесплатную стоянку на перехватывающих и городских парковках при предъявлении документов о типе двигателя. Кроме того, электромобили можно будет бесплатно размещать в зоне платной парковки при условии оформления соответствующего парковочного разрешения (их планируют начать выдавать в августе). Аналогичные меры уже действуют в Москве.

Производители заявляют о необходимости и других мер. В частности, в "Автовазе" акцентировали внимание на локализации производства компонентов для этого вида машин, а председатель Совета директоров компании "Экомоторс" Алексей Михеев отметил, что "обязательно определить территории, куда будет запрещен доступ обычного автотранспорта".

Производство и перспективы в России

Российский автопром верит в будущее электромобилей. Так, в 2012 году "Автоваз" перешел от выпуска опытных образцов к мелкосерийному производству. Вазовский электромобиль EL LADA разработан на базе автомобиля LADA Kalina. Масса машины - 1200 кг, максимальная скорость - 140 км/ч. Для пробега в городском режиме электромобилю хватает 8-часовой зарядки от обычной розетки.

"Группа ГАЗ" уже построила электромобиль на базе цельнометаллического фургона "ГАЗель NEXT". Это не прототип, а готовый предсерийный автомобиль, который прошел испытания, сертификацию и в ближайшее время будет передан крупному корпоративному клиенту для эксплуатации в реальных условиях", - рассказали в компании. Там уточнили, что уже есть заказ на первую партию автомобилей, которые будут поставлены клиентам до конца года.

Компания "Экомоторс" открыла производство электрокаров "Конкордия" на базе своего техцентра в Сочи. Всего за два года в городе удалось продать два десятка электрокаров собственной сборки. Сейчас компания развивает совместное производство в Мордовии, где на заводе будет выпускать кузова, пластиковые и другие элементы электромобилей.
Помимо производства самих автомобилей, необходимо решить проблему отечественных комплектующих, в частности, одного из самых важных компонентов электромобиля - емкого и негромоздкого аккумулятора. Такая попытка предпринималась в Сибири корпорацией "Роснано" и китайским холдингом Thunder Sky, однако проект стоимостью почти 15 млрд рублей показал убыток и был приостановлен для последующего переориентирования.

Ведутся в России и научные разработки в этой сфере. Так, в Самарском национальном исследовательском университете в июле начали работу над созданием аккумуляторных батарей из алюминия. По мнению ученых, такие аккумуляторы будут безопаснее, дешевле и экологичнее нынешних литий-ионных батарей, и смогут найти широкое применение в электромобилях и системах хранения энергии. Это позволит не только ускорить развитие рынка электромобилей, но и дать толчок к развитию "зеленой энергетики".

Например, электромобили могут запустить на территории будущего медицинского кластера в Кавминводах, прокомментировал ТАСС первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов. "По международным экологическим нормам, а они жестче, чем российские, дл сохранения уникальности климата Кавказских Минеральных вод рассматриваем возможность запуска на территории медкластера электромобилей", - сказал он. Успешным примером внедрения электромобилей можно назвать Олимпийский парк в Сочи. Десятки автомобилей на электротяге, в том числе отечественной сборки, ежедневно катают туристов по аллеям между ледовыми дворцами.

Ссылка на источник http://special.tass.ru/ekonomika/3478375